Республикалық ғылыми, ақпараттық-танымдық, педагогикалық журналы
Бүгін:
+7 (778) 313 55 04 martebe2000@mail.ru

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ ЧАСТЯМИ

ЕРБУЛАТОВА ЭЛЬМИРА МУРАТОВНА 

Учительрусскогоязыка и литературы

сш №12 имени И.Кабылова г.Кызылорда

 

  

 

 

 

Цели урока:


    • повторить опознавательные признаки СПП;
    • продолжить знакомство со строением и значением СПП с придаточными изъяснительными;
    • совершенствовать умение давать синтаксическую характеристику СПП по его схеме;
    • учить опознавать СПП с придаточными изъяснительными среди других СПП;
    • формировать умение строить СПП;

Тип урока – комбинированный.

Методические приемы:

  • стратегия «холодильник»
  • анализ предложений,
  • конструирование предложений,
  • решение лингвистической задачи
  • выполнение тестовых заданий.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Ход урока:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале + запись числа и классной работы в тетради

  1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ 

Упр 165.  ученики читают варианты предложений, записывают схемы предложений на доске.

Какой вывод мы можем с вами сделать?

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА (ПОВТОРЕНИЕ). 

Сегодня мы продолжаем изучение большой и сложной темы «Сложноподчинённые предложения». Давайте вспомним, что мы узнали на предыдущих уроках

Дети отвечают, учитель координирует

  • узнали о строении сложноподчиненных предложений,
  • средствах связи между их частями,
  • на какие группы делятся сложноподчиненные предложения по значению
  • сложноподчиненные предложения с определительными придаточными частями.

Задание: Различение предложений на слух (цифровой диктант)

В тетрадях у детей запись:

Простое

Бессоюзное

 Сложносочиненное

Сложноподчиненное

Учитель читает предложения, называя порядковый номер каждого, а школьники лишь разносят их соответствующие номера по нужным колонкам.

  • Когда поднялось солнце, небо совсем расчистилось
  • Темное небо смотрит сверху и будто дышит своими огнями
  • Река еще не замерзла
  • Дождик кончился сразу, туча пошла дальше, показалось солнышко

Проверка (отвечает 1 ученик)

Дать определение СПП.

Учитель: А теперь ответьте на 2 тестовых задания. Вам нужно поставить только букву.

СПП состоят:

а) только из придаточных предложений;

б) из 2 независимых предложений;

в) из главного и придаточного или из главного и нескольких придаточных.

4. Придаточное может стоять:

а) только после главного;

б) перед главным, в середине главного и после главного предложения;

в) только перед главным.

Какой вывод можно сделать исходя из сказанного? Обобщим сказанное.

СПП – это вид сложного предложения, для которого характерно деление на две основные части: главную и придаточную. Подчинительная связь в таком предложении обуславливается зависимостью одной части от другой, то есть главная часть предполагает обязательное продолжение мысли. Придаточное подчиняется главному и отвечает на вопросы предложения.

А сегодня мы поговорим о придаточных изъяснительных частях.

  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

Перед тем как я озвучу тему нашего урока, обратимся к эпиграфу: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся» Ф.И. Тютчев.

Как вы понимаете?

Тема нашего урока «СПП предложения с придаточными изъяснительными частями».

Из написанной темы как вы думаете, чем будем заниматься, что должны узнать?

Сформулируйте вопросы, ответы на которые, по вашему мнению, вы должны получить в процессе изучения придаточных изъяснительных.

Попробуйте сформулировать основные задачи урока. Чему должны научиться? Стратегия «Холодильник»

Обсудите в парах и предложите свои варианты.

Ученики после обсуждения в группах предлагают свои версии, которые корректируются и записываютсянастикерах и вывешиваютсянаплакате с изображениемхолодильника.

1. Узнать, на какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные.

2. Выяснить, к чему относятся придаточные изъяснительные – ко всему предложению или к контактному слову.

3. Определить, как присоединяются придаточные изъяснительные к главному предложению.

4. Узнать, какое место может занимать придаточное изъяснительное по отношению к главному.

5. Научиться опознавать придаточные изъяснительные.

6. Научиться составлять схемы СПП.

  1. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Лингвистическое моделирование. (НА ДОСКЕ)

Замените прямую речь косвенной. Начертите схемы полученных предложений.

  1. «Где вы были?» - спросил отец.
  2. «Мы были в магазине», - ответили мы.

Вывод: косвенная речь строится с помощью СПП

(опираясь на полученные предложения, учитель объясняет теоретический материал)

  1. ИЗУЧЕНИЕ, ОСМЫСЛЕНИЕ И УСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

У каждого ученика на парте лежит памятка с правилами и примерами по теме урока

  1. Работа с учебником

А) Упр 166 сот.128. Компьютеры, роботы и люди

Б) Чтение теоретической части в учебнике (с. 130-131)

Прочитать текст, ответить на вопросы. Какие предложения использованы в ответах на вопросы.

Вопрос

Ответ

1

Что известно всем?

Всем известно, что современный этап научно-технической революции начался с создания компьютеров

2

К какому выводу пришли ученые?

Ученые пришли к выводу о том, что создание персонального компьютера имеет такое же огромное значение, как изобретение книги.

3

Что узнали социологи?

Социологи узнали, что программисты – люди веселые, добрые, увлекаются литературой, искусством.

4

Как программисты отзываются о компьютерах?

Программисты считают, что каждый компьютер имеет свой характер.

  1. Индивидуальная работа

А пока класс работает над текстом легенды, 2 ученика получают карточки с индивидуальным заданием.

Два ученика получают карточки с индивидуальным заданием и выполняют его в тетради. После выполнения сдают тетради на проверку.

Индивидуальная карточка 1

Запишите предложения, расставляя знаки препинания; укажите сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными; составьте схемы предложений; особое внимание обратите на правописание союзов.

Я полюбил эту маленькую окраину и был уверен что она самая живописная в мире.

Ей снится буд(то)(бы) она идет по снеговой поляне.

Что(бы) не говорили а я выполню эту работу.

Я всегда удивлялся как успевал этот уже старый человек делать сразу несколько дел.

Индивидуальная карточка 2

Запишите предложения, расставляя знаки препинания; укажите сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными; составьте схемы предложений; особое внимание обратите на правописание союзов.

  1. Берись за(то) к чему ты сроден коль хочеш что(б) в делах успешный был конец.
  2. Ты рада что ты дома?
  3. С кем поведешься (от)того и наберешься.
  4. Вы не должны судить меня (по)тому что я делаю.
  1.  Парная работа с текстом 

Упр. 182 стр. 139

ДИВО ДИВНОЕ

Каждый раз меня берёт какая-то радостная ото­ропь, когда я держу в руках новую книгу...

Удивительное это дело — книга! Вот, подлинно уж, диво дивное. Думается мне, что за всю свою сознательную историю человечество не придумало ничего более поразительного и волшебного, чем книга.

Книга — это самое быстролётное из творений, созданных человеческим умом, человеческими ру­ками. Никакой сверхскоростной самолёт, никакая ракета — ничто на свете не может угнаться за полё­том человеческой мысли.

Хорошая книга — это неиссякаемый сосуд, за­полненный мыслями, знаниями, чувствами. И каж­дый может насытиться, упиться радостью, а он не оскудеет от этого.

Книга — это чудесная машина времени. Она то переносит тебя в давно ушедшие времена, то вдруг ты перелетаешь в даль будущего. И прежде всего умная, хорошая книга – это верный, добрый, мудрый друг и советчик.

Хорошая книга – это дверь, которая раскрывается перед тобой, впуская в какой-то новый, пусть хотя бы не очень большой, уголок жизни. Это окно, через которое ты можешь увидеть столько интересного, полезного и важного, что на всю жизнь западает в душу, в память…

1.Прочтите про себя.

2. Один из учеников читает вслух.

3. Найдите и выпишите:

б) СПП с придаточным определительным (7,9)

в) СПП с придаточным изъяснительным (10).

4. Какова проблема данного текста? (Роль книги в жизни человека.)

5. Назовите авторскую позицию. (Книга поможет не только приобрести самые широкие знания, но и научит «понимать и любить людей»)

6. Согласны вы с позицией автора? Докажите это, приведя один-два аргумента. Запишите в тетради, употребляя СПП.

7. Прослушиваем одного-двух учеников.

К какому выводу мы можем прийти?

4. Работа у доски

Слово учителя:

Сейчас ребята продемонстрируют нам свои умения построения СПП по данным схемам.

Два ученика по схемам придумывают предложения с придаточной изъяснительной частью.

Карточка 1

[ … ], что ( … ).

[… , (чтобы…) …].

Карточка 2

(чтобы…), […].

[ … ], (будто…).

5.Работа в мини-группах.

А пока ребята работают у доски, мы с вами объединимся в мини-группы и поработаем конструкторами.

Группы по 4 человека (по 2 парты, сидящие за первой партой, поворачиваются к парте, стоящей сзади) должны соединить половинки предложений и начертить схемы получившихся предложений.

Задание: Выделите главные и придаточные предложения. Соедините половинки предложений. Определите вид придаточных. Начертите схемы.

1. Люблю 1. Что тебе интересно

2. Что было вчера 2. Когда сосна шумит

3. Ты делаешь только то 3. Как где-то опустилась стая уток

4. Слышно было 4. То было и сегодня

Вопросы в заключение работы:

- Какие знания вам помогли соединить главное и придаточные предложения?

- Какую роль играют поясняемые слова в предложениях?

  • ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА И ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

Так что же вы узнали на уроке?

Давайте откроем наш холодильник, в котором заморозили вопросы, на которые хотели бы получить ответы. Ученикичитаютвопросы, которыезаписанынастикерах в началеурока и самиотвечают.

Беседа с учащимися.

  • ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 

Д\З по учебнику:

  1. Выучить теоретический материал с. 130-131
  2. Сделать упражнение 172 стр.134
  3. Подготовиться к проверочной работе.
  • 595