Республикалық ғылыми, ақпараттық-танымдық, педагогикалық журналы
Бүгін:
+7 (778) 313 55 04 martebe2000@mail.ru

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

 

Тунгишева Каламкас Сайлыбековна

 

Кызылординский колледж услуги и сервиса,

преподаватель русского языка и литературы


        Тема: Сложносочиненные предложения

Лексическая тема: Хлеб – это жизнь, он вечен.

Цель: повторение, обобщение и углубление сведений об основных группах сложносочиненных предложений по значению и союзам, формирование учебно-познавательного интереса к изучению сложного предложения на основе самостоятельного открытия особенностей ССП, используя материалы из истории и биологии.

Задачи:

Обучающая:

- формировать умения находить конструкции ССП и определять их структуру, устанавливать смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;

- обеспечить усвоение знаний на занятии через обобщение сведений о сложном предложении.

Развивающая:

- расширять и углублять знания студентов о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения, формирование соответствующих пунктуационных умений и навыков, формировать умение работать с текстом, развивать навык устной речи;

- развивать навык анализа текста;

- уметь характеризовать сложное предложение, практиковаться в составлении схем.

-   различать сложные предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами.

Воспитывающая:

- способствовать формированию интереса к предмету, учебному материалу, выбранной профессии, уважительного отношения к нелегкому труду людей, выращивающих хлеб.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, таблица «Сложносочиненные предложения», презентации о хлебе и хлебопекарном деле.

                                         Ход урока:

I. Организационный момент, психологический настрой.

II. Актуализация знаний о сложных предложениях.

Фронтальная беседа с использованием интерактивного приема «микрофон».

Какие предложения называются сложными?

Какие виды сложных предложений вы знаете?

Что общего в сложных предложениях разных видов?

     Демонстрация таблицы «Виды сложных предложений»



Какие предложения называются сложносочиненными?

Какие предложения называются сложноподчиненными?

Делаются выводы: сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные; союзные – на ССП и СПП.

Составление диаграммы Вена.




 


III. Усвоение новых знаний.

 


Мини-лекция с элементами беседы.

Наши старые знакомые… Чтобы встретиться с ними, далеко ходить не надо. Достаточно сесть за обеденный стол, и мы увидим продукт, который ежедневно на нашем столе и который сопровождает нас всю жизнь. Это хлеб. Между тем у каждого продукта своя родословная, своя увлекательная история. Не менее интересна и история хлебопекарного дела. Не одно тысячелетие минуло с тех пор, когда из мучнистых зерен люди впервые испекли пшеничный каравай и нарекли его хлебом.

Сегодня на занятии мы не только поговорим с вами об истории отечественного хлебопекарного дела, о пользе этого продукта для здоровья человека, но и о сложносочиненном предложении. Обратим внимание на ту роль, которую играют союзы в сложносочиненном предложении.

- А вы знаете, когда появился хлеб?

2.Презентация «Знакомство с историей появления хлеба».

Хлеб появился свыше 15 тыс. лет назад. Сначала первобытные люди собирали дикорастущие злаки и ели их свежими, позже люди научились растирать их и смешивать с водой. Со временем такая похлёбка становилась гуще, пока не превратилась в тесто, которое научились выпекать. Прабабушкой нашего хлеба была зерновая каша, которая и сегодня употребляется в виде похлёбки в некоторых странах Азии и Африки.

Древние египтяне 5-6 тысячелетий назад овладели искусством разрыхлять тесто путём его брожения, используя мельчайшие организмы - хлебопекарные дрожжи и молочнокислые бактерии.

Искусство выпекать хлеб от древних египтян перешло к грекам и римлянам. В Древней Греции первое упоминание о «кислом хлебе», то есть хлебе из сброженного теста, относится  к V в. до н. э. Такой  хлеб считался деликатесом и стоил значительно дороже пресного хлеба.

3.Работа над значением слов.

Хлебопёкам Древней Греции мы обязаны и самим происхождением слова «хлеб». Греческие мастера применяли для производства этого продукта горшки специальной формы, они назывались «клибанос». От этого слова, как считают специалисты, было образовано слово «хлайб», которое похоже на слово «хлеб» (русский), «хлиб» (украинский), «лейб» (эстонский).

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля есть следующие определения.

Булка - паленица, общее название пшеничного хлеба на юге России. Булочник, Булочница.

Калач - белый, пшеничный хлеб. В Москве калачи, как огонь горячи. Калачник, калачница.

Сайка - булка, пшеничный хлебец. Саечник, саечница.

Пекарь, хлебопёк - человек, который печёт хлеб.

Пекарить, пекарничать - заниматься, промышлять выпечкой хлеба.

- А вы умеете печь хлеб, ведь вы обучаетесь по специальности «Повар»?

4. Работа с таблицей. 

Сложносочиненные предложения делятся на 3 группы:

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами

 и, да (в значении «и»), ни-ни, тоже, также.

В них называются события, явления, которые происходят одновременно (значение одновременности) или явления, которые следуют одно за другим, например:

Солнце жаркое село, и хлеборобы отдыхали на стане.

Дожди в непогоду его обливали, да жаркие ветры неслись.

Сложносочиненные предложения с противительными союзами

 а, но, да (в значении «но»), однако, зато, же.

В них одно явление противопоставляется другому или устанавливается различие между явлениями, например:

С земли не сошел  еще снег, а озимые показали себя.

В сумке был хлеб и сухари, да птицы или зверь уже расправились с этой едой.

Не удалась охота, зато были исхожены и изучены новые места.

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то-то, не то - не то.

В них называются явления, события:

а) которые происходят попеременно, т.е. чередуются (значение чередования)

б) из которых осуществляется только одно (значение взаимоисключения), например:

Или Наташа крендельки испечет, или Настенька хлеб принесет. 

То улыбнусь, то пискнет голос мой, то бьется пульс, как бабочка в ладони.

Презентация «Основа правильного питания человека»

Обычный хлеб содержит практически все питательные вещества, необходимые человеку. Хлеб обладает одним редким свойством - он не приедается, он никогда не может надоесть людям. Сегодня хлебом мы почти наполовину удовлетворяем потребность нашего организма в углеводах, на треть - в белках, более чем наполовину в витаминах группы В, в солях фосфора и железа. Хлеб на 30% покрывает нашу потребность в калориях.

Хлеб, а особенно его хрустящая корочка, содержит немало витамина В1.

Английские диетологи сделали вывод, что люди, которые отдают предпочтение ржаному хлебу, реже подвержены ишемической болезни сердца,так как в нём содержится на 30% больше железа, в 2 раза больше калия, в три раза больше магния.

Хлеб никогда не надоедает. Однако надо иметь в виду, что 100 граммов хлеба прибавляет к калорийности суточного рациона от 190 до 347 ккал - в зависимости от сорта. Хлеб надо употреблять в зависимости с характером трудовой деятельности.

Презентация «Потребность в хлебе в зависимости от возраста и энергозатрат»

Детям до 3-х лет - не более 100г.

4-6 летним - 150г.

7-10 летним - 220г.

11-13 летним - 300г.

Подросткам 14-17 лет - 300г.(девушкам), 400г.(юношам)

женщинам и мужчинам (от 18 до 59лет), занимающимся преимущественно умственным и лёгким физическим трудом - 250-300г.

работникам среднего по тяжести труда - 350-400г.

Тем, кто занят тяжёлой физической работой - до 500г.

Людям пожилого возраста (60 лет и старше) - 150-200г.

Половину суточной нормы хлеба должен составлять ржаной хлеб.

IV. Закрепление изученного материала.

Задание 1: докажите, что данные предложения ССП, составьте схемы предложений.

1.В Казахстане выпекается хлеб около 800 наименований, и отечественная хлебопекарная промышленность производит его из чистого зерна. 

2.Во все времена хлеб был мерилом благополучия народа, и он кормил человека в самую черную годину жизни.

3.Баранки, пряники, баурсаки украшали стол, а каравай подавали гостям на торжество.

4. То скрипнет половица, то тихо запоет самовар, то негромкая беседа начнется за столом.

Вывод: Наличие сочинительного союза и смысловое равноправие простых предложений – два основных грамматических признака ССП.

Задание 2: 

Объясните знаки препинания перед союзом и, составьте схемы предложений.

- Когда перед союзом и ставится  запятая?

- Когда перед союзом и запятая не ставится?

1.В древние времена люди впервые испекли пшеничный каравай и нарекли      его хлебом.

2.Ворота широко распахнулись, и во двор вошел булочник.

3.Утром был свежий хлеб и все радовались ему.

(запятая не ставится, так как есть общий второстепенный член предложения)

Задание 3: 

Конструирование сложносочиненных предложений.

Из данных предложений сконструировать сложносочиненные предложения с союзами а, но, зато.

1.Солнце скрылось за горизонт. В степи было светло.

2.Наступил декабрь. Снега еще не было.

3.В горах бушевала пурга. В долине было тепло и тихо.

4.Работа с текстом.

Найдите в тексте сложносочиненное предложение, составьте схему, объясните расстановку знаков препинания.

 Хлеб занимает в питании первое место, ни один продукт не может сравниться с ним по способности восстанавливать силы. Половину необходимой для жизнедеятельности энергии даёт хлеб. У нас в стране выпекается хлеб 800 наименований. Вкус наших буханок, калачей, лепёшек, батонов неповторим. Мы встречаемся с ним каждый день, и без хлеба не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Американские пекари, побывавшие на одном из наших хлебозаводов, написали в книге посетителей: «Хлеб в Казахстане, как и музыка, не имеет себе равных».

V. Слово преподавателя:

Нелёгок труд того, кто выращивает хлеб. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто зелёное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит куда попало недоеденный хлеб. Делайте и вы так, смолоду научитесь ценить труд других людей.

Хлеб - это золото, им не сори, хлеб к обеду в меру бери.

Бери хлеба столько, сколько съешь. Остатки хлеба отдай птицам.

1.Давайте послушаем стихотворение С. Михалкова «Булка» и узнаем, как надо относиться к самому дорогому продукту человеческого труда.

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Они ее не покупали -

Нашли за домом во дворе,

С земли ее не поднимали,

И вот она уже в игре…

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и взглянул

И на ребят почти не глядя

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех ее поцеловал.

- Ты кто такой? – спросили дети

Забыв на время про футбол,

- Я – пекарь! – человек ответил

И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которым налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

2. Много в русский язык вошло пословиц о хлебе. В них можно проследить нелёгкий труд крестьянина, выращивающего хлеб.

- Какие пословицы о хлебе вы знаете? (на русском, казахском языках)

Хлеб – всему голова.

Хлеб в пути не тягость.

Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.

У кого хлеб родится, тот всегда веселится.

Будет хлеб - будет и песня.

Хлеб наш насущный - хоть черный, да вкусный.

Хлеб во все времена – богатство.

Нан бар жерде ән бар.

Нан – тамақтың атасы, ынтымақ – көптің батасы.

Дәнді шашпа, нанды баспа.

Ақ қар көп болса - ақ нан көп.

Жұмыс ауыр болса да нан тәтті.

Нан астығын жинаймын, Елге астық сыйлаймын.

VI. Подведение итогов занятия:

Проверим знания, ответив на вопросы «верно» или  «неверно».

Сложное предложение – это предложение, которое состоит из двух или нескольких простых предложений. Ответ: «верно»

Сложносочиненные предложения – это сложные предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и объединяются сочинительной связью. Ответ: «верно»

Простые предложения в составе ССП связаны подчинительными союзами. Ответ: «неверно».

По союзам и по значениям ССП делятся на две группы. Ответ: «не- верно».

VII. Итоги занятия. Рефлексия.

VIII. Домашнее задание:

Написать миниатюры о хлебе, используя сложносочиненные предложения.   

 

Пікір қалдыру

Код көрсетілмесе, бетті қайта жаңартыңыз