Республикалық ғылыми, ақпараттық-танымдық, педагогикалық журналы
Бүгін:
+7 (778) 313 55 04 martebe2000@mail.ru

Белым – бело. Предлоги

Сисенова Айнур Казбековна

 Учитель русского языка и литературы средней школы №257

 

Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.

Задачи урока:

Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.

Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: мультимедийные слайды; учебники “Русский язык. 4 класс.” Авторы: К.Л. Кабдолова, Г.А. Бадамбаева, индивидуальные карточки с заданиями для учащихся, блиц-опрос.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи.

II Понимание: Введение в тему.Проверка д/з и работа по картинкам
Цель: Способствовать формированию навыков правильного произношения.
1) Возьми меня с собой шофер, Возьми меня с собой косарь,
Возьми меня с собой шахтер, Возьми меня с собой почтарь,
Возьми меня с собой рыбак, Возьми меня с собой лесоруб,
Возьми меня с собой моряк, Возьми меня с собой металлург,
2) М. р. Мальчик, друг, город, брат, плащ
Ж. р. Дочка, птица, подруга, ферма
Ср. р. Поле, платье, гнездо, море, окно.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Птицы в клетке;
Листики на ветке;
Кошка под столом;
Садик за углом;
Книжка у подруги;
Песенка о друге;
III. Работа над новым материалом.

Объявление темы урока и постановка целей.

Мы уже знаем, что слова в предложении связаны по смыслу. Сегодня мы узнаем о маленьких помощниках, без которых эта связь не была бы возможна.

Рассмотрим первый пример. Составим предложение со словами кот и стол, опираясь на рисунки.

Кот сидит на столе.

Кот сидит под столом.

Кот сидит за столом.

Кот сидит у стола.

Кот сидит на столе Кот сидит под столом

Кот сидит за столом Кот сидит у стола

Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема нашего урока: “Общее понятие о предлоге”.

Слово предлог в перевод с греческого означает «перед словом». По частоте употребления предлоги занимают четвёртое место после имён существительных, глаголом и имён прилагательных.

Сам по себе предлог ничего не обозначает, к нему нельзя даже поставить вопрос. Но как только он встанет рядом со словом, то мы увидим, что у каждого предлога есть свое значение. Но он необходим для того, чтобы связывать слова друг с другом.

Назовём слова, которые помогли указать, где находится кот: на, под, за, у. Если убрать их из предложений, они теряют свой смысл и связность.

Кот сидит столе.

Кот сидит столом.

Кот сидит столом.

Кот сидит стола.

Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов друг с другом.

В русском языке около 200 предлогов. Познакомимся с некоторыми из них. Рассмотрим картинки и кратко ответим на вопросы.

Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество и других предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других. Слайд 6.

Таблица 6.

Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?

Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются. Слайд 7.

Таблица 8.

Какую роль предлоги выполняют в русском языке?

Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи. Слайд 9.

Таблица 9

Обозначьте в предложениях части речи. (Цепочкой).

Перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет?

Правильно, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются. Слайд 10.

Таблица 10


Таблица 11 Таблица 13 Таблица 14

(Схемы употребления предлогов с другими частями речи).

Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.

Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно. Слайд 11.

Таблица 11

Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например:

за дерево – за высокое дерево; за (какое?) дерево. Слайд 12.

Таблица 7 Таблица 1

III. Применение. Работа с текстом «Белым - бело».
Выразительное чтение текста.
Надя спросила:
- Бабушка, а ты на ферме кто?
- Я птичница
- А где твои птички?
- Сейчас покажу.
Бабушка повела Надю на ферму. Там на лугу много низеньких домиков. Из них вышло много – много белых кур. И кругом стало белым - бело. Будто выпал снег и пришла зима.
Бабушка насыпала крупы. Куры стали клевать, стали стучать носами: «Тук - тук... Тук - тук...» Как будто стучит дождик и пришла осень.
Потом куры разошлись по своим домикам. И все вокруг опять стало зеленое. Как будто вернулось лето. (Я. Тайц)

Словарная работа: самое важное слово - еңардақтысөз
самое прекрасное на свете - дүниедегіеңқымбат
у каждого человека - әрадамның
место, где он родился - туғанжері
свой народ - өзхалқы
танцы – би
Словарные слова:
v Птичница – құсөсіруші
v На лугу - шабындықта, шалғында
v Низенькие домики - аласаүйлер
v Кругом, вокруг – айнала, төңірек
v Крупа – жарма
v Разошлись по своим домикам – үйлерінетарапкетті

Упражнение на отработку произношения

Упр – 2

Составить предложения по схеме. Три предложения написать.

Папа работает на заводе. Сестра работает в аптеке. Дедушка работает на ферме.

Упр - 4
Найдите в тексте “Белым - бело” предлоги.(на, из, по)
Придумайте предложения с ними и напишите. Мы пошли на ферму. Куры вышли из курятника. На ветке сидит ворона
Закрепление.

Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.

Списать текст, раскрывая скобки. Между предлогом и словом вставить подходящие по смыслу слова. Объяснить написание предлогов. Слайд 13.

Пришла весна (в) лес. Набухли почки (на) деревьях. Оживает (под) снегом молодая травка.

Запись предложений по рядам, каждый ряд - по одному предложению.

Составление алгоритма темы урока. Слайд 14.

1). Предлог – служебная часть речи.

2). Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.

3). Предлоги служат для связи слов в предложении.

4). Перед глаголами предлоги не употребляются.

5). Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

6). Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

IV. Итог урока.

Обобщение знаний о предлоге.

Итак, мы с вами знали части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Сегодня мы выучили еще одну часть речи – предлог. Слайд 21, 24.

V. оценивание. Блиц – опрос

Тест – опрос.

У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его.

Выбери верное утверждение.

А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.
Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.

Перед какой частью речи не бывает предлогов?

А. Перед именем существительным.
Б. Перед именем прилагательным.
В. Перед глаголом.

Как пишутся слова:

(с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?
А. Раздельно.
Б. Слитно.

Укажите номера, в которых допущена ошибка.

А. по танцевал
Б. за школой
В. на писать

В каких предложениях есть предлоги?
А. У берлоги вырос холмик желтой глины.
Б. Летят на землю белые хлопья снега.
В. Потускнела зелень елок.

V. Домашнее задание.

Стр. 68 – выучить правило.

Выучить наизусть упр №3 на стр. 69

Письменное выполнение Упр. № 5 на стр. 69

  • 342