Республикалық ғылыми, ақпараттық-танымдық, педагогикалық журналы
Бүгін:
+7 (778) 313 55 04 martebe2000@mail.ru

Сложноподчиненное предложения с придаточными образа действия

Асадуллаева А. Ж

Кызылординской области, Кармакшинского района, село  Куан-дарья СШ № 186

  

Цели урока:

- формировать понятие о структуре сложноподчинённого предложения с придаточными образа действия;

-научить находить придаточные образа действия в составе сложноподчинённого предложения, научиться отличать придаточные образа действия от других обстоятельственных придаточных;

- активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать мыслительные процессы;

- формировать навыки исследовательской деятельности учащихся;

- воспитывать интерес к учению.

Тип урока: урок-исследование.

Методы: репродуктивный, словесный, практический.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал(карточки), слайды.

Ход урока:

І. Организационный момент

Сегодня мы продолжим изучение типов сложноподчиненных предложений и познакомимся с новым видом придаточного предложения. Но вначале повторим то, что нам уже известно.

ІІ. Опрос домашнего задания

Фронтальный опрос

Вопросы проецируется на экран.

1. Сложноподчиненное предложение состоит … из главной и придаточной частей.

2. В сложноподчиненном предложении для связи используется … подчинительные союзы и союзные слова.

3. придаточные предложение может стоять … в начале, в середине и в конце главного предложения.

4. Придаточная часть отделяются от главного … запятыми.

5. Придаточное предложение поясняет … одно слово или всё предложение в главном.

6. Сложноподчиненное предложение отличается от сложносочиненного предложения … тем, что в сложноподчиненных предложениях используется подчинительные союзы и союзные слова, состоит из главной и придаточной части, придаточная часть подчиняется главной.

ІІІ. Изучение нового материала

Слово учителя.

       Придаточные  образа действия указывают, как происходит действие в главном предложении, и отвечают на вопросы как? каким образом? Например: 1. Молодой певец пел так, как никто ещё не пел.  2. Актёр сыграл свою роль так, что взволновал всех зрителей.

Придаточное образа действия относятся к словосочетанию в главном предложении ( пел так, сыграл так) и прикрепляются к нему союзами и союзными словами как, что, чтобы, как будто, словно, точно.

Вглавном предложении им обычно соответствует указательное слово так:1.Он читал так, что ясно слышалось каждое слово.  2. Пишите так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно.

Придаточные образа действия чаще всего стоят после главного предложения: Музыка так захватила его, что он забыл обо всём на свете.

IY. Исследовательская деятельность

Вы попробуйте сами определить отличительные признаки придаточного предложения, не обращаясь к учебнику. Для этого подведем небольшое исследование. Предметом нашего исследования будут предложения, которые вы видите на экране:

а)  Живите так, чтобы каждый день казался новым. 

б)  Я хочу трудиться так , чтоб далёкий мой земляк мог гордиться мною. 

в)  Было так светло, что можно было читать у окна.

г)  Работай так, чтоб от плодов и злаков ломилась вся земля.

  • Задания:
  • Найти главное и придаточное предложение.
  • Определить, к чему относится придаточное предложение: ко всему главному предложению или к какому-то слову  в главном предложении.
  • Определить средство связи. Есть ли указательные слова в главном предложении?
  • Задать вопрос от главного предложения к придаточной части.

Учащиеся анализируют предложенный языковой материал по учебнику: Русский язык для 9 классов школ с казахским языком обучения/ Н.Н. Шманова, Н.Ж. Шаймерденова, А.Т. Кошерова. Алматы: Мектеп, 2013.

Отчет о результатах исследования. Комментированное чтение учащимися предложений.

Y. Заполнение  таблицы

Виды придаточных

вопросы

Союзы и союзные слова

Места



Времени



Причины



Цели



Условия



ҮІ. Подведение итогов

На какие вопросы отвечают придаточные образа действия?

Место придаточной части по отношению к главной?

Назовите средства связи в СПП с придаточными образа действия.

ҮІІ. Комментарий оценок

ҮІІІ. Домашнее задание

Упр. 165 на стр. 127

К главному предложению подберите несколько обстоятельственных придаточных, используя союзы и союзные слова из скобок.

  • 518