Республикалық ғылыми, ақпараттық-танымдық, педагогикалық журналы
Бүгін:
+7 (778) 313 55 04 martebe2000@mail.ru

Родовые окончания имен прилагательных

Таирова Шохиста Сабировна, 

ЮКО, г. Туркестан Школа-гимназия №9 имени Некрасова 

Учитель русского языка и литературы

  

Цели:

- обобщать и закреплять знания учащихся об имени

прилагательном;

- формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных;

- развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными, определять род и число;

- развивать память, внимание, мыслительную деятельность;

- учить работать в группах;

Оборудование:

-мультимедиа;

- игры: «Угадай по описанию», «Подбери антонимы», «Закончи пословицы», «Выбери правильный ответ», «Незнайка».

- таблица- памятка «Родовые окончания прилагательных»;

- карточки, загадки, стихи, рассказ «Зима».

Ход урока

Организационный момент.

-Прослушайте, пожалуйста, стихотворение и скажите, о какой части речи в нём говорится.

Я слово ищу необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Простое, но яркое, очень красивое,

Оно удивительное и даже ласкательное,

А называют его…(прилагательное).

- Правильно. Мы с вами будем закреплять наши знания о прилагательном. Посмотрите, пожалуйста, на экран.

Тема нашего урока: «Родовые окончания имён прилагательных».

Актуализация знаний.

«Что я знаю об имени прилагательном».

ВСПОМНИТЕ:

-Что такое прилагательное? (часть речи)

-Что обозначает прилагательное? (признак предмета)

Проверка домашнего задания.

 – Ваше домашнее задание было связано с использованием прилагательных в загадках.

Кто-то из вас использовал литературные загадки,

а кто-то авторские, то есть придуманные вами.

- Послушаем, что получилось.

Прочитайте, пожалуйста, свои загадки, а ребята попытаются их отгадать, о ком или о чём идёт речь. Если отгадаете правильно, на экране появится

картинка.

( НА ЭКРАНЕ появляются картинки)

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая. (Морковь)

Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)

Большой, круглый, зелёный,

А в середине красный, сочный, сладкий. (Арбуз)

Учитель: - Ребята, для чего же в нашей речи употребляются прилагательные? (Для того, чтобы называть признаки предметов, чтобы делать нашу речь выразительной)

Правильно. Послушаем стихотворение.

Ученик: Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны,

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Учитель: Вот как!

- Ребята, что образует имя прилагательное с именем существительным? (словосочетание).

- Какое слово главное в словосочетании? (существительное).

Закрепление пройденного.

Учитель: - Ребята, мы с вами уже знаем, что имена прилагательные дружно живут с именами существительными и согласуются с ними в роде.

- Какого же рода могут быть прилагательные?

- Какой вопрос мы ставим к прилагательным мужского рода? (Какой?)

Учитель: - Ребята, сейчас вы будете работать в группах.

- Послушайте меня:

Сильный ветер вдруг подул,

Окончания в кучу сдул.

Карточку скорей возьмите

И порядок наведите.

- Послушайте, пожалуйста, задание: у каждой группы на первой парте лежат карточки со словосочетаниями (по 4 карточки в каждой группе); вам нужно дописать окончания у прилагательных и указать их род и число. Но помните, прилагательные во множественном числе рода не имеют, как и существительные, с которыми прилагательные согласуются. (учащиеся работают)

1 группа 2 группа

Смешн… котёнок Красив… цветок

Сильн… метель Вечерн… заря

Светл… пальто Син… небо

Беленьк… зайчик Больш… лужи

(карточки)

Учитель: Какие окончания вы вставили?

(после работы в группах, учащиеся берут

по одной карточке и садятся на свои места)

Устные ответы учащихся.

Вывод:- На какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода?

- Какие окончания имеют прилагательные мужского рода?

На экране появляется таблица:

Мужской род (Какой?) - ой, - ый, - ий

Женский род (Какая?) - ая, - яя

Средний род (Какое?) - ое, - ее

А у нас следующий вид работы.

- Ребята, посмотрите на экран. Вы видите слова.

Прочитайте их.

Чес…ное

Ненас…ная

- Какая буква пропущена?

Задание: Пропустите 1 строчку и напишите эти прилагательные в свои тетради столбиком, как на экране; вставьте пропущенные буквы.

Подберите к ним имена существительные.

Определите у прилагательных род и выделите окончания.

Проверка.

Честное слово. (ср.р.)

Ненастная погода. (ж. р.)

Радостная новость (ж. р.)

Вывод: - Как же мы можем определить род

прилагательных?

- по вопросу.

- по окончанию.

- по существительному.

- Ребята, а для чего нам нужно знать окончания имён прилагательных? (для правильной связи слов в предложении).

Приготовьте карточки с рассказом «Зима».

- В рассказе пропущены имена прилагательные.

- Давайте прочитаем рассказ без прилагательных.

ЗИМА.

Вот и пришла … зима. Выпал … снег. Земля покрылась …. одеялом. Деревья надели … шубы и … шапки. Мороз сковал реки … льдом. Это самое … время для детворы.

- Интересный рассказ?

- Внимательно послушайте задание: вместо точек вставьте прилагательные, но так, чтобы они не повторялись. Можно пользоваться словами для справки.

Слова для справки: холодная, любимое, прозрачным, белым, пушистый, тёплые, меховые.

 Мы сейчас поиграем с вами в игру.

Называется она «Подбери антонимы».

На экране вы видите прилагательные.

Пропустите 1 строчку и напишите эти прилагательные также столбиком, а затем подберите к ним слова, противоположные по значению, то есть антонимы.

Например:

Смелый – трусливый

Умный - …(глупый)

Проверка.

– Ребята, а теперь поработаем устно. Вас ждёт

сюрприз.

Нашему классу прислал письмо Незнайка. На конверте много ошибок. Одним словом, Незнайка. В письме он просит вас помочь ему выполнить домашнее задание по русскому языку. Давайте прочитаем письмо.

«Ребята, я написал 5 существительных с прилагательными. Подберите к этим прилагательным другие прилагательные, близкие по значению. Только я не помню, как они называются. Помогите мне, пожалуйста. Я буду вам очень благодарен».

Ваш Незнайка.

- Ребята, чтобы помочь Незнайке, надо сначала вспомнить, как называются слова, близкие по значению. (Синонимы)

- Правильно. А дальше Незнайка называет существительные вместе с прилагательными.

К прилагательным вам нужно подобрать слова, близкие по значению.

Мальчик смелый - …(храбрый)

Ребёнок печальный - …(грустный)

- Молодцы, ребята. Вы очень помогли Незнайке.

– И в заключение нашего урока игра: «Закончи пословицы».

- Подберите по смыслу прилагательные:

Речь хороша короткая, а верёвка…(длинная).

У ленивой лошади всегда повозка…(тяжёлая).

У ловкого кузнеца руки чёрные, да хлеб…(белый).

(объясняют смысл некоторых пословиц)

Итог. Оценки.

Задание на дом.

  • 409