Республикалық ғылыми, ақпараттық-танымдық, педагогикалық журналы
Бүгін:
+7 (778) 313 55 04 martebe2000@mail.ru

КРЕАТИВНОСТЬ КАК СПЕКТР ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТА

Мураталиева А.Н., Тулепбергенова А.У.

Университет «Болашак» г. Кызылорда, Казахстан.

 

Изучение креативности и механизмов ее развития является актуальной проблемой теоретической и прикладной психологии. Рассматриваются различные стороны творческой одаренности, творческого мышления как характеристики личности.

Современная ситуация такова, что человеку приходится очень быстро меняться, постоянно расти и развиваться чтобы быть востребованным в обществе. Креативность позволяет человеку совершенствоваться и не бояться нового, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и требованиям. Она создает благоприятные предпосылки для развития личности в целом. Особое значение приобретает процесс развития креативности, необходимой для успешной реализации. 

Креативность рассматривается в качестве индикатора профессионального роста, становления и благополучия личности в современном обществе. Проблема когнитивных способностей, являющихся детерминирующим фактором различий людей в их креативности, имеет определяющее решающее значение в профессиональной успешности специалиста. Способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности».

Основным вопросом является определение путей повышения творческого потенциала, изменения образовательной среды способствующей развитию креативных способностей.

Креативность представляет собой многокомпонентное психическое образование, составляющие которого объединяются в группы когнитивных (вербальных, образных и ассоциативных) и мотивационно-личностных (любознательность, сложность, склонность к риску, воображение, стремление к творчеству) показателей. Когнитивные показатели отражают продуктивность и работоспособность на когнитивном уровне, в данной группе показателей преобладает вербальный компонент. Вторая группа показателей описывает особенности мотивационно-личностной сферы, связанные с проявлением креативного потенциала личности.

Значительный вклад в развитие проблемы креативности внесли как отечественные (С.Л.Рубинштейн, Я.А.Пономарев, В.Н. Дунчев, В.Н.Дружинин, В.Н.Козленко, Е.Л.Яковлева, А.В.Морозов и др.), так и зарубежные исследователи (Дж. Гилфорд, Е.П.Торренс, С.Медник, К.Роджерс, К.Хеллер и др). Определения креативности были проанализированы и разделены на шесть типов: гештальтисткие (описывающие креативный процесс как разрушение существующего гештальта для построения лучшего), инновационные (ориентированные на оценку креативности по новизне конечного продукта), эстетические или экспрессивные (делающие упор на самовыражение творца), психоаналитические или динамические (описывающие креативность в терминах взаимоотношений Оно, Я и Сверх - Я),проблемные (определяющие креативность через ряд процессов решения задач, к этому разряду было отнесено и определение Дж.Гилфорда: «Креативность – это процесс дивергентного мышления»), в шестой тип вошли определения, не попавшие ни в один из перечисленных выше – разные, и в том числе весьма расплывчатые (например, «добавление к запасу общечеловеческих знаний»).

Исследования креативности, интерес к которым за последние годы сильно взрос, рассматривают четыре основных аспекта: креативный процесс, креативный продукт, креативную личность и креативную среду.

В данной статье мы рассмотрим только один аспект – креативность как личностное качество. Проблема же состоит именно в определении возможностей формирования креативности как личностного качества, обеспечивающего высокий уровень личностных и профессиональных достижений. Существует множество попыток выделить спектр креативных личностных качеств. Однако под «качествами» разные исследователи склонны понимать совершенно разные характеристики личности и индивида, касающиеся различных сторон психики: энергичность – потребность в отдыхе, игривость – дисциплина, экстраверсия – интроверсия и другие особенности, самодисциплина, независимость суждений, терпимость к неопреленности, автономность, способность к риску и т.д. Нетрудно заметить, что такой весьма «пестрый» набор качеств носит скорее характер эмпирически определяемых черт, нежели теоретически осмысленной системы качеств личности.

Анализируя понятие креативности как личностного качества, мы будем опираться на данные исследований А.И.Кочетова, который, систематизируя существующие в науке подходы к опрелению понятия «качество личности», характеризует его как «устойчивые и определенные психические характеристики личности, которые выражают проявления ее черт и свойств в деятельности, поведении, общении и самосозидании. Качество – основная элементарная частица подструктуры личности, отличающаяся от других по своему внешнему выражению, сущности и ведущей функции»[5,с.106].

Креативность как универсальная способность к творчеству выступает базовым элементом целого спектра креативных качеств личности, относящихся к подструктурам сознания (в большей или меньшей степени отождествляясь при этом с продуктивностью воображения и мышления – Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.Т.Кудрявцев, А.А.Потебня и др.), интеллекта (Дж.Гилфорд, Е.Торренс, М.Холодная) и поведения (Б.М.Теплов, Б.Ф.Ломов, В.Н.Дружинин).

Так, в подструктуре сознания выделяются такие свойства креативной личности, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия, символизация, интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности, а также общая способность личности к самоопределению (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, И.Я.Пономарев, В.Т. Кудрявцев и др). В подструктуре интеллекта креативность непосредственно связана, с интеллектуальными способностями. Относительно подструктуры поведения мы разделяем точку зрения, согласно которой «с креативностью сопряжены два  личностных качества, а именно: интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе» [5,с.106].

Одной из призванных в современной науке является концепция развития креативной личности А.И.Кочетова, которым выделен спектр креативных качеств личности, имеющих общий характер: «Для творческих студентов характерен набор общих личных качеств, т.е. креативность имеет корни в ведущих интегративных качествах. К таким качествам можно отнести любознательность, объективность, сообразительность, увлеченность, прогностичность, инновационность, эмоциональную восприимчивость, развитую фантазию, воображение и интуицию, наконец, требовательность к себе» [5,с.212].

По мнению В.М.Вильчека, творчество  как универсальная общечеловеческая способность порождена двумя объективными процессами: с одной стороны, исторически обусловленным отчуждением человека от природы, с другой – его приобщением к культуре как основному способу существования человеческой цивилизации. Отсюда и двойственная природа творчества, связанная с его бессознательными (природными) и осознаваемыми компонентами.

Многие считают, что умение выражать приходящие из бессознательного идеи – ключ к креативному процессу [2]. Креативность достигается тогда, когда бессознательные идеи вносятся в сознательные утверждения.

Одна из интереснейших современных концепций творчества, позволяющих осмыслить природу противоречивости этого явления, выдвинута А.А.Кобляковым [4]. В основе универсальной творческой способности, по его мнению, лежит особый вид противоречий, устранение которых не может осуществляться как формальный выбор одной из наличных альтернатив. Противоречия, разрешаемые творчески, требуют перехода от логики дизъюнкции к логике конъюкции: принятое решение представляет собой новое качество, не сводимое ни к одной из существовавших наличных альтернатив, но включающее их целостность, каждая из ранее данных альтернатив становится как бы определенной проекцией нового качества.

В нашем анализе мы выделили противоположные виды мышления: конвергентное и дивергентное мышление (Л.Терстоун, Дж.Кеттел, Дж.Гилфорд, Е.Торренс) и др.

Репродуктивность как способность воспроизводить нормированный опыт, получать результаты деятельности по заданным образцам и алгоритмам восходит к конвергентному мышлению, основанному на воспроизведении заданных норм и способов мышления, гарантированно приводящих к единственно верному результату. Как указывает М.Л.Холодная, «конвергентные способности обнаруживают себя в показателях эффективности процесса переработки информации, в первую очередь, в показателях правильности и скорости нахождения единственно возможного (нормативного) ответа в соответствии с требованиями заданной ситуации» [7,с.139]. Из этого следует, что конвергентное мышление должно доминировать именно в определенных ситуациях, где деятельность регламентирована проверенными и устоявшимися нормами.

Продуктивность же как способность к получению качественно новых результатов деятельности на основе осознания и применения новых средств восходит к дивергентному мышлению, ориентированному на осмысление новых проблем и поиск новых средств их решения. Продуктивность дивергентного мышления определяется именно тем, что искомое решение объективно отсутствует до того момента, пока задача не будет решена. Соответственно изначальна предполагается множественность возможных решений, и не возможность свести их спектра к одному, единственно верному. М.А.Холодная выделяет следующие характеристики дивергентного мышления (которые в узком смысле она отождествляет с креативностью): беглость как количество идей, возникающих в единицу времени; оригинальность как способность производить «редкие» идеи, отличающиеся от общепринятых, типичных ответов; восприимчивость как чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, а также готовность гибко и быстро переключаться с одной идеи на другую; метафоричность как готовность работать в фантастическом, «невозможном» контексте, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей, а также умение в простом видеть сложное и, напротив, в сложном – простое.

Анализируя понятие креативности как свойства личности, необходимо систематизировать подходы к определению понятия «свойство личности» Свойство личности – «устойчивая и определенная психическая характеристика личности, которая выражает проявления ее черт и свойств в деятельности, поведении, общении и самосозидании. Качество – основная элементарная частица подструктуры личности, отличающаяся от других по своему внешнему выражению, сущности и ведущей функции».[5]

К элементам содержания данного понятия относятся:

Принадлежность к какой-либо подструктуре личности;

Устойчивость, которая обеспечивает выделение наиболее типичных черт поведения;

Завершенность конкретных характеристик и четко выраженной функциональности;

Отражение устойчивых элементов «Я» личности;

Двойственность природы (зависимость от внешних влияний – способность к саморазвитию);

Способность реагировать на внешние воздействия.

Для описания креативности как свойства личности требуется:

Соотнесение с определенными подструктурами личности;

Определение ведущего отношения личности к окружающему миру и к самому себе, реализуемого на основе данного качества;

Выделение показателей и критериев сформированности данного качества.

Модель интеллекта Дж.Гилфорда связывает креативность с продуктивностью дивергентного мышления. Эта способность включает в себя беглость, гибкость и индивидуальность, с одной сотроны, и качественную работу, уважительное отношение и дисциплину  - с другой. Первая группа характеристик противостоит конвергентному мышлению, вторая является «параллельным процессом», схожим или идентичным с тем, который представлен в конвергентной продукции.

Дивергентное мышление также не отражает всех особенностей креативного процесса и не совпадает с ним полностью. М.Воллах, один из наиболее авторитетных исследователей креативности 60 х гг., показал, что интеллектуальные тесты довольно слабо связаны с креативными достижениями и совсем не связаны при высоких показателях. Соединение креативности и интеллекта в единый фактор при средних значениях М.Воллах и Н Коган объяснили использованием в тестах интеллекта и креативности аналогичного тестового материала (словесного, пространственного и пр). Используя игровую форму тестирования креативности без ограничения времени ответа и снятия фактора соревнования между испытуемыми, они получили корреляцию между баллами по интеллектуальным тестам и креативностью, близкую к нулю.

Среди студентов были выявлены четыре группы с разными уровнями развития интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям и решениям проблем: 1) студенты с высоким уровнем интеллекта и креативности обладают адекватной самооценкой, высоким самоконтролем, интересом ко всему новому и независимостью оценок; 2) студенты с высоким уровнем интеллекта и низкой креативностью стремятся к успехам, скрытны, обладают заниженной самооценкой; 3) студенты с низким уровнем интеллекта и высокой креативностью тревожны, невнимательны, отличаются плохой социальной адаптацией; 4) студенты с низким интеллектом и креативностью хорошо адаптируются, имеют развитый социальный интеллект, пассивны, имеют адекватную самооценку.

 Таким образом, можно сделать вывод о том,что соотношение уровня процессов креативности и интеллекта влияет на личностные качества и способы адаптации.

П.Торранс выдвинул теорию «интеллектуального порога», основанную на экспериментальных данных, полученных с использованием разработанного им теста: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, т.е. связаны между собой, а если выше 120 – креативность становится независимой величиной, т.е. нет лиц с низким интеллектом, обладающих креативностью, но высокий интеллект не обязательно связан с высокой креативностью [9]. Любое продуктивное действие требует освоения определенных алгоритмов. В свою очередь освоенное  репродуктивное действие при определенных условиях может повлечь за собой необходимость решения задач нового уровня, для которых уже усвоенные алгоритмы действий не подходят. Поэтому деятельность всегда включает репродуктивные действия, которые гарантированно приводят субъекта к некому ожидаемому результату, однако в ситуации неопределенности возникает продуктивное действие, обеспечивающее «прорыв» к новым целям и результатам этой деятельности.

Креативность мыслящего субъекта состоит в способности управлять развитием собственной мыслительной деятельности. Творческая личность отличается способностью самостоятельно решать, когда необходимо искать новое, продуктивное решение, а когда – строго придерживаться существующих норм. В противном понимании, где креативность (дивергентность) мышления становится его самоцелью, субъект не может быть самостоятельным, поскольку отсутствие нормативной базы деятельности и мышления в принципе не позволяет ему контролировать получение требуемых результатов. Деятельность постоянно начинается в этом случае «с нуля», а процессы  проблематизации и выдвижения гипотез из средств деятельности превращаются в ее цели.

Доминирование одного из видов мышления не может рассматриваться как критерий креативной либо некреативной личности (подлинно креативная личность обладает в равной мере развитыми конвергентными и дивергентными способностями), а характером решаемых задач.

Можно сделать вывод, что креативность – нормативный процесс, однако уровни его проявления зависят от личностных качеств и средовых характеристик; важной можно считать роль бессознательного в этом процессе, при этом, креативность как личностное качество проявляет себя в способности субъекта ставить и удерживать в поле своего зрения разноплановые задачи управления собственной деятельностью, используя при их решении механизмы конвергентного и дивергентного мышления.

Креативность является личностным качеством, которое может быть сформировано на основе способов умственной деятельности субъекта. В его основе лежит объективное противоречие между продуктивным, преобладающим характером деятельности и ее нормативностью, предполагающей использование (репродукцию) готовых алгоритмов. Данное противоречие разрешается на основе интеграции продуктивного и репродуктивного компонентов деятельности, управляемых особыми видами мышления – конвергентными и дивергентными. Креативность как личностное качество предполагает, во первых, сформированность обоих видов мышления субъекта творчества, во вторых, его способность применять конвергентные и дивергентные мыслительные способности в ходе постановки и решения специфических задач управления развитием собственной деятельности.

Список литературы

Беляева А.В. Развитие творческой активности студентов при обучении в контексте научно – информационной деятельности. Ставрополь: Ставроп.гос.университет, 2003.23с.

Дружинин В.Н.  Когнитивные способности. М.,2001.224 с.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.,1995

Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – М., 2004. 304 с

Багдасарян В.Э., Сигида Е.А. Научно-практическая конференция «Психология креативности: психолого-социальный дискурс» // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2008. №3. С. 94— 96.

Барышева Т.А., Жигалов Ю.А. Психолого-педагогические основы развития креативности. – СПб., 2006.

Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб., 2011.

Ильичев Л.Ф., Федосеев П.Н. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

Кузьмин С.Ю. Креативность – качество личности, направленное на управление развитием мыслительной деятельности// Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2009. – №6. – С.77-80.

Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 2003.

Сигида Е.А. Психология и педагогика высшего профессионального образования. – М., 2005.

Спиркин. Г.А. Сознание и самосознание. – М., 1972.

Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – СПб., 2002.

Пікір қалдыру

Код көрсетілмесе, бетті қайта жаңартыңыз